1

Беседа: Пуританский священник Stephen Denison проповедовал о субботе в XVII в

Уважаемые форумчане,

На днях я нашел интересную информацию в книге

Peter Lake, The boxmaker's revenge: ‘orthodoxy’, ‘heterodoxy’, and the politics of the parish in early Stuart London: The Wolfe in a Sheepes Skin (Stanford: Stanford University Press, 2001),

где на стр. 74-75 и 162, утверждается, что Stephen Denison, пуританский священник (St Katharine Cree church of London), соблюдал субботу на основании 4-й заповеди и учил об этом своих прихожан
http://books.google.ru/books?id=i5bMXoo … mp;f=false

2

Re: Пуританский священник Stephen Denison проповедовал о субботе в XVII в

Очень интересно, брат. А почему тебя удивляет то, что субботу соблюдали и в прошлом? Ведь доступ к Писанию, хоть и ограниченный, все же был и в средние века. А оно говорит только о субботе и ни о каком другом дне не упоминает.

3

Re: Пуританский священник Stephen Denison проповедовал о субботе в XVII в

Игорь пишет:

Очень интересно, брат. А почему тебя удивляет то, что субботу соблюдали и в прошлом? Ведь доступ к Писанию, хоть и ограниченный, все же был и в средние века. А оно говорит только о субботе и ни о каком другом дне не упоминает.

Я удивляюсь этому уникальному священнику, который смог прийти к истине о субботе в то время, когда большинство из его окружения святили 1-й день недели.

Теологи в нашей церкви обычно утверждают, что изменение субботы связано с императором Константином.

Я тоже всегда так думал. Но потом проанализировал историю жизни Константина и оказалось, что к 321 году Константин уже находился под влиянием христианства:

в 312 году "видение креста" и связанная с ним победа,
далее статуя Константина с крестом в руке, воздвигнутая в честь победы,
в 313 году он издает указ о веротерпимости
в 314 году - он отменил светские игры и отказался от участия в обрядах Юпитера Капитолийского, покровительствовал христианам различными способами, наделяя их общины щедрыми дарами, строил церкви, активно участвовал в беседах с представителями церкви
в 315 году освободил земли духовенства от налогов...и отменил распятие в качестве наказания, издал указ о наказании евреев сожжением в случае возбуждения ими мятежа против христиан
в 316 году позволил совершать обряд освобождения рабов в церквях, а не только перед светской властью..
в 319 году запретил частные языческие жертвоприношения и языческое гадание

и наконец в 321 году издал указ о всеобщем соблюдении воскресного дня, хотя и не как христианский праздник, а общий выходной, посвященный солнцу [Робертсон Дж. История христианской церкви от апостольского века до наших дней. В 2-х томах. Петроград: Издание И.Л.Тузова, 1916, 1 том: стр. 167-170]

Возникает естественный вопрос, под влиянием язычников или христиан был издан этот указ?
Судя по всем предыдущим действиям Константина указ был издан именно под влиянием христианства.

К сожалению, история свидетельствует о том, что христианская церковь отступила от исполнения 4-й заповеди задолго до указа Константина. Поэтому нет никаких оснований начинать историю освящения воскресного дня от 321 года. Указ Константина не вызвал восстания или сопротивления со стороны христианской церкви. Напротив, он в ближайшее время был закреплен на церковных соборах.

Подтверждением того, что в начале 4-го века христианская церковь святила воскресенье, а не субботу, является тот факт, что в Армении христианская религия стала государственной в 301 году, т.е. до указа Константина, но при этом Армянская церковь святит воскресенье, а не субботу. В тоже время, согласно преданиям, первые христиане появились в Армении еще во времена Христа, и те Армянские христиане, которые ведут свою историю от первоапостольской церкви, сохранили святым днем субботу.