1

Беседа: Иоанн был в духе в день Господень или в день воскресный?

В русском стандартном переводе Библии, в кн. Откровения, гл. 1, ст. 10 написано, что Иоанн был в духе в день воскресный:
- Я был в духе в день воскресный … (Тексты Книг Священного Писания Ветхого и Нового Завета… , взяты с Синодального перевода издания Московской Патриархии 2001 года - http://biblia.org.ua/)
- Я был в духе в день воскресный … (Толковая Библия или комментарий на все книги Св.Писания Ветхого и Нового Заветов. А. П. Лопухина. http://www.lopbible.narod.ru/)

Аналогичным образом этот стих звучит на старославянском языке
Елисаветинская Библия - http://barnascha.narod.ru/biblia/sb/rev.pdf
Острожская Библия - http://samstar-biblio.ucoz.ru/load/46-1-0-84

В Библии на европейских языках, этот стих звучит, так: Я был в духе в день Господень:

- В Господния ден бях в изстъпление чрез Духа (Болгарская Библия - http://www.biblegateway.com/passage/?se … rsion=BULG )
- Ich war im Geist an des HERRN Tag (Библия Лютера - 1545 - на немецком языке http://www.biblegateway.com/passage/?se … =LUTH1545)
- I was in the Spirit on the Lord’s day … (King James Version - http://www.biblegateway.com/passage/?se … rsion=KJV)
- Yo estaba en el Espíritu en el día del Señor (Библия на Испанском языке - Reina-Valera 1960 - http://www.biblegateway.com/passage/?se … n=RVR1960)
- Je fus ravi en esprit au jour du Seigneur (Библия на французском языке - Louis Segond – 1880 - http://www.biblegateway.com/passage/?se … rsion=LSG)
- quando, no dia do Senhor, fui tomado pelo Espírito (Библия на португальском языке - O Livro - http://www.biblegateway.com/passage/?se … ersion=OL)
- Fui in spiritu in dominica die (Библия на латинском языке - Вульгата - 
http://www.fourmilab.ch/etexts/www/Vulg … tion.html)
[dominica - в переводе с латинского на русский язык означает «господен», т.е. в данном случае - «День Господа», в то время, как название дня недели «Воскресенье» на латинском языке звучит как «Solis Dies», т.е. «День Солнца» - см. Ольга Федина - Этимология названия дней недели в основных европейских языках
http://www.high-way.ru/articles/days.html]

Название Первого дня недели (Воскресенье) на европейских языках:
Латинский - Solis Dies
Итальянский - domenica
Испанский – domingo
Французский - dimanche
Английский - Sunday
Немецкий - Sonntag
Греческий - Κυριακή

На современном греческом языке выражение День Господень пишется совершенно одинаково с названием 1-го дня недели - Κυριακή.
Библия на греческом языке с подстрочным переводом - http://www.bible.in.ua/underl/index.htm)
Библия, на греческом языке, изданная в 1550 году печатником Robert Estienne (фр.), Stephanus (лат). http://www.biblegateway.com/passage/?se … on=TR1550)

Трудно представить, чтобы на древнегреческом языке, во времена языческого Рима, 1-й день недели назывался «днем Господним».  Кто может подсказать, название 1-го дня недели на древнегреческом?

2

Re: Иоанн был в духе в день Господень или в день воскресный?

Спасибо, интересный вопрос, Брат! Вот, что удалось найти. The Online Greek Bible – Новый Завет на древнегреческом. Откровение 1:10 звучит так:

ἐγενόμην ἐν πνεύματι ἐν τῇ κυριακῇ ἡμέρᾳ, καὶ ἤκουσα ὀπίσω μου φωνὴν μεγάλην ὡς σάλπιγγος

Где два выделенных слова, к моему удивлению, означают все же ни что иное как "День Господень"!

А теперь заглянем в библейский словарь В.Вихлянцева. Вот что сказано в нем о словосочетании "день воскресный":

день воскр`есный (От 1.10)—в оригинале «день Господа» (или первый день еврейской недели—Мф 28.1), который с возникновением
христианства стал считаться главным, праздничным днем недели. Следует отметить, что только в русском языке этот день называется
«воскресеньем», то есть словом, постоянно напоминающим о самом значительном событии на земле (в других языках он называется «неделя»,
«солнечный день», «звездный день» и т.п.). По указу императора Константина этот день после 313 г. сделался официально днем отдыха и
является теперь таковым во всех странах на земле.

Обратите внимание, в скобках указано - (или первый день еврейской недели—Мф 28.1). На чем основано это утверждение? Где историческое доказательство того, что апостолы начали вдруг считать днем Господним 1-й день еврейской недели?

Итак, напрашивается вывод - что оригинал действительно содержал "день Господень", который скорее всего означал субботу - как это и являлось изначально, а уже после "святые отцы" приложили к тексту свою руку. Интересно, что даже в прокатолической Вульгате этот стих остался нетронутым, а именно, по сей день значится как "День Господень".

Ай да братья славяне! Переплюнули самого папу Римского! smile  Тот хотя бы честно признался, что своим авторитетом перенес день Господень на 1-й день недели.

3

Re: Иоанн был в духе в день Господень или в день воскресный?

Уважаемый Игорь.
Как я понимаю, текст на греческом и древнегреческом языках звучит одинаково – день Господень.

В кн. Деяния апостолов (20.7), а также в Евангелиях от Матфея (28.1), Марка (16.2), Луки (24.1), Иоанна (20.1) упоминается 1-й день недели, но он назван, если я не ошибаюсь, как первый день после субботы.
Мне хотелось бы узнать как на древнегреческом языке назывался 1-й день недели (не по библейским текстам).

Мне хорошо известна история о том, как император Константин в 321 году издал указ о праздновании 1-го дня недели. К сожалению, мало известен факт, что уже в начале 3-го века христиане предпочитали праздновать 1-й день недели, а не субботу. Поэтому, когда вышел указ Константина, он был принят церковью как должное, без каких-либо серьезных выступлений против этого указа.

Тертуллиан (лат. Quintus Septimius Florens Tertullianus, 155/165-220/240) писал: “Некоторые люди оказываются более дружелюбными к нам и считают, что христианский Бог − это солнце, потому что известно наше обыкновение творить молитву в направлении на восток, а также праздновать день солнца. Но разве вы не делаете того же? Разве многие из вас, побуждаемые восторгом поклонения небожителям, не шепчут слова молитв в направлении восхода солнца? И в число семи дней разве вы не ввели день солнца, причем, выделив его в качестве первого дня, в который вы воздерживаетесь от омовения либо откладываете его на вечер, или же отдыхаете и пируете. То же самое вы исполняете и переходя из вашей религии в иную. Ибо иудеи почитают праздниками субботу и священную трапезу, в их обряды входит зажжение свечей и посты с опресноками, а также произнесение молитв на берегу, − что, уж конечно, чуждо вашим богам. По этой причине, возвращаясь к тому, с чего я начал, вы, обвиняющие нас в солнцепоклонстве и почитании дня солнца, должны признать нашу с вами близость: мы недалеко ушли от ваших Сатурна и субботы.” [Tert. Apol. 16: по К Язычникам, 13. - Квинт Септимий Флорент Тертуллиан, Избранные сочинения. - М.: Прогресс, 1994. 448 с].
и далее: “И о соблюдении коленопреклонения при молитве возникает разногласие из-за тех немногих, которые в субботу воздерживаются от согбения своих колен. Так как это отступление упорно защищается в церквях, то да подаст Господь Свою благодать, чтобы они или оставили это обыкновение, или следовали своему мнению, не вводя в соблазн других. Мы же (как для нас установлено) в один лишь день Господня Воскресения должны воздерживаться не только от этого, но и от всякого рода беспокойства и обязанности, отлагая будничные дела, чтобы не дать места дьяволу. Так же поступаем и во время Пятидесятницы, которая отличается той же торжественностью настроения. Как бы то ни было, кто усомнится ежедневно преклониться перед Богом, по крайней мере, при первой молитве, которой встречаем день? В пост же и в бдении никакая молитва не может быть совершаема без коленопреклонения и прочих обрядов, выражающих смирение. Ибо мы не только молимся, но и просим о помиловании, и воздаем Господу Богу нашему. О временах молитвы ничего иного не предписано, кроме как молиться во всякое время и во всяком месте”. [Tert. De Oratione, с. 23: по О Молитве, 23. − Квинт Септимий Флорент Тертуллиан, Избранные сочинения. − М.: Прогресс, 1994. 448 с].

Отредактировано 777mvt (2010-05-30 00:01:37)

4

Re: Иоанн был в духе в день Господень или в день воскресный?

Чтобы понять о каком дне идет речь в 1-й главе Откровения, я просмотрел некоторые из дошедших до нас древних христианских источников. Привожу отрывки из апостольских правил:

17 … Вы же с точностью наблюдайте возвращение равноденствия весеннего времени, бывающее в двадцать второй день двенадцатого месяца дистра, замечая до двадцать первой луны, чтобы четырнадцатый день луны не пал на другую какую седмицу и, чтобы, ошибившись, по неведению, не совершить нам Пасхи дважды в год, или чтобы не отпраздновать нам дня Воскресения Господа нашего Исуса в иной день, кроме дня ЯХВЕ.

23. … Но субботу и день ЯХВЕ вы празднуйте; ибо та есть воспоминание творения, а эта - воскресения. Одну только во всем году субботу должны соблюдать вы, именно ту, в которую Господь погребен. В эту субботу прилично поститься, а не праздновать; ибо доколе Творец находился под землею, пригоднее сетование о Нем, нежели радование о творении, потому что Творец и по естеству и по достоинству превосходнее творений Его.

59 … Особенно же сходитесь туда с большим тщанием в день субботний и в день воскресения Господа, то есть в день ЯХВЕ, возсылая хвалу Богу, сотворившему все чрез Исуса и пославшему Его к нам, попустившему Ему пострадать и воскресившему Его из мертвых
http://www.krotov.info/acts/04/2/constit_apost.htm

64 . Если кто из клира будет усмотрен постящимся в день господень, или в субботу, за единственным исключением Великой Субботы: да будет извержен. Если же [это будет] мирянин: да будет отлучен.
http://www.evangelie.ru/forum/t31825.html

5

Re: Иоанн был в духе в день Господень или в день воскресный?

777mvt пишет:

Чтобы понять о каком дне идет речь в 1-й главе Откровения, я просмотрел некоторые из дошедших до нас древних христианских источников. Привожу отрывки из апостольских правил:

Да, но опять же, если мы посмотрим на датировку этих "апостольских" постановлений, то по первой ссылке указан 1864 г.

Оп.: Постановления Апостольские (в русском переводе). Казань, 1864.

А вот отрывок по второй ссылке:

Провозгласивши и утвердивши важность этих Апостольских правил, отцы Трулльского собора вместе с тем объясняют и происхождение этих правил, а именно: объясняют, что эти правила непосредственно св. Апостолами письменно не были изложены (έκτεθέντας), как говорится в том же 2-м правиле относительно остальных правил, но что они ведут свое начало от апостольского предания, сохранялись чрез устное предание преемниками апостольскими, которые упомянутые правила принимали и передавали другим, и наконец они преданы были им (отцам Трулльского собора) с именем Св. Апостолов (ονόματι τών ‘Αποστόλων).

Если св. Апостолы сами не излагали письменно этих правил, но эти правила сохранились в церкви от апостольского предания, т. е. того, что они устно предали предстоятелям церквей, ими основанных, то возникает вопрос: когда в первый раз становится известным в церкви то апостольское предание, которое выражено в Апостольских правилах в настоящем их виде? Кто собрал это апостольское предание и составил из него эти правила? И наконец, было ли в самом начале такое же количество этих правил, сколько их упоминает трулльский собор и сколько принимает их в настоящее время православная церковь?

6

Re: Иоанн был в духе в день Господень или в день воскресный?

Игорь, вы правы.
Получить оригинал этих правил, к сожалению, нет возможности. Но в данных правилах все же прослеживается разница между субботой, и то, что названо днем Господним. Я не думаю, что правила были составлены для того, чтобы затем интерпретировать стих из 1 главы кн. Откровения. Тем более, что книга Откровения была канонизирована одной из последних: 4-й век на западе и 6-й век - на востоке [http://www.bible-center.ru/article/revelation]

Для меня суббота является днем, который дан нам самим Творцом, чтобы помнить и святить его как память творения (Исх. 20.8-11). По моему мнению, то, что Иоанн мог видеть видение в субботу, или в «день Господень» или в «1-й день недели» или в любой другой день никак не связано с вопросом, какой день надо освящать.

Я не нашел в Библии текстов, где выражение «день Господень» используется для обозначения субботы. Обычно так назывался день ожидаемого суда, поэтому, я допускаю, что Иоанн мог говорить или о дне, когда он видел в видении Сына Божья или он мог говорить о 1-м дне недели, поскольку для учеников день воскрешения Христа тоже мог иметь немаловажное значение. К сожалению, Христос не оставил им прямого указания не праздновать день Его воскрешения, поскольку (я думаю) для всех евреев было очевидно, что этот день посвящен Солнцу, т.е. языческому божеству.   

Амос.5.18: Горе желающим дня Господня! для чего вам этот день Господень? он тьма, а не свет,
Амос.5.20: Разве день Господень не мрак, а свет? он тьма, и нет в нем сияния.
Иоиль 2.1: Трубите трубою на Сионе и бейте тревогу на святой горе Моей; да трепещут все жители земли, ибо наступает день Господень, ибо он близок –
Иоиль 2.11: И Господь даст глас Свой пред воинством Своим, ибо весьма многочисленно полчище Его и могуществен исполнитель слова Его; ибо велик день Господень и ...
Иоиль 3.14: Солнце превратится во тьму и луна - в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный.
Соф. 1.7: Умолкни пред лицем Господа Бога! ибо близок день Господень: уже приготовил Господь жертвенное заклание, назначил, кого позвать.
Авд. 1.15: Ибо близок день Господень на все народы: как ты поступал, так поступлено будет и с тобою; воздаяние твое обратится на голову твою.
Деян. 2.20: Солнце превратится во тьму, и луна - в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный.
2 Петр. 3.10: Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят.
1 Фес. 5.2: ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью.

7

Re: Иоанн был в духе в день Господень или в день воскресный?

777mvt пишет:

Для меня суббота является днем, который дан нам самим Творцом, чтобы помнить и святить его как память творения (Исх. 20.8-11). По моему мнению, то, что Иоанн мог видеть видение в субботу, или в «день Господень» или в «1-й день недели» или в любой другой день никак не связано с вопросом, какой день надо освящать.

Полностью согласен. Однако не совсем понятно, для чего нам вообще ссылаться на православные канонизированные источники? Ведь не стоит забывать, что цель Вавилона - смешение истины с заблуждением, а применимо к 4-й заповеди - поставить воскресный день в один ранг с субботой, а в последствии и полностью отказаться от последней. Какое же для нас серьезное значение могут иметь эти человеческие измышления?

8

Re: Иоанн был в духе в день Господень или в день воскресный?

Уважаемый Игорь.
Однажды мне пришлось присутствовать на выступлении А.Меня.
На мой вопрос о субботе, он привел именно этот стих (вариант в «день воскресный») в качестве доказательства необходимости праздновать воскресенье. Я знал, что в первоисточнике написано "в день Господень".
Но в те далекие времена еще не было столь свободного доступа к различной литературе, как сейчас, и поэтому мне вновь захотелось вернуться к этому вопросу и найти подтверждение различным версиям написания этого стиха.
Для меня важно понять не доктрину, а истину, написанную в Библии.

9

Re: Иоанн был в духе в день Господень или в день воскресный?

777mvt пишет:

Я не нашел в Библии текстов, где выражение «день Господень» используется для обозначения субботы.

Ай, дорогой, ты просто плохо искал! Вот, например, Ис.58:13-14

13 Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, -
14 то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это.

И таких мест в Ветхом Завете много!

10

Re: Иоанн был в духе в день Господень или в день воскресный?

ostrov127 писал

Ай, дорогой, ты просто плохо искал! Вот, например, Ис.58:13
Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить

И таких мест в Ветхом Завете много!

Дорогой брат, ты прав, такое место в Библии есть.
Если знаешь где еще можно найти похожий стих, подскажи пожалуйста.

В цитируемом тобою стихе написано не "день Господень", а "святой день Господний".
В английской версии короля James, написано:
"If thou turn away thy foot from the sabbath, from doing thy pleasure on my holy day; and call the sabbath a delight, the holy of the LORD, honourable; and shalt honour him, not doing thine own ways, nor finding thine own pleasure, nor speaking thine own words"... т.е.
"... будешь называть субботу отрадою, святыней Господней..."

Поэтому, я думаю это не то же самое, что у Иоанна "Я был в духе в день Господень".
В подтверждение моей точки зрения привожу примеры "день Господень" и "день Господа": Во всех случах имеется смысл суда или наказания, а не день покоя.

День Господень

1. Горе желающим дня Господня! для чего вам этот день Господень? он тьма, а не свет (Ам 5:18)
2. Разве день Господень не мрак, а свет? он тьма, и нет в нем сияния (Ам 5:20)
3. О, какой день! ибо день Господень близок; как опустошение от Всемогущего придет он [Иоил 1:15]
4. Трубите трубою на Сионе и бейте тревогу на святой горе Моей; да трепещут все жители земли, ибо наступает день Господень, ибо он близок [Иоил 2:1]
5. И Господь даст глас Свой пред воинством Своим, ибо весьма многочисленно полчище Его и могуществен исполнитель слова Его; ибо велик день Господень …  [Иоил 2:11]
6. Толпы, толпы в долине суда! ибо близок день Господень к долине суда! [Иоил 3:14]
7. Солнце превратится во тьму и луна - в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный. [Иоил 2:31]
8. Ибо близок день Господень на все народы: как ты поступал, так поступлено будет и с тобою; воздаяние твое обратится на голову твою. [Авд 1:15]
9. Умолкни пред лицем Господа Бога! ибо близок день Господень: уже приготовил Господь жертвенное заклание, назначил, кого позвать. [Соф 1:7]
10. Вот наступает день Господень, и разделят награбленное у тебя среди тебя [Зах 14:1]
11. Солнце превратится во тьму, и луна - в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный. [Деян 2:20]
12. Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. [2 Петр 3:10]
13. Ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью [1 Фес 5:1]

День Господа

1. И устрашился Давид в тот день Господа и сказал: как войти ко мне ковчегу Господню? [2 Цар 6:9]
2. Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное,- и оно будет унижено [Ис 2:12]
3. Рыдайте, ибо день Господа близок, идет как разрушительная сила от Всемогущего [Ис 13:6]
4. Вот, приходит день Господа лютый, с гневом и пылающею яростью, чтобы сделать землю пустынею и истребить с нее грешников ее. [Ис 13:9]
5. В проломы вы не входите и не ограждаете стеною дома Израилева, чтобы твердо стоять в сражении в день Господа. [Иез 13:5]
6. Ибо близок день, так! близок день Господа, день мрачный; година народов наступает [Иез 30:2]
7. Близок великий день Господа, близок, и очень поспешает: уже слышен голос дня Господня; горько возопиет тогда и самый храбрый! [Соф 1:14]
8. Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа. [1 Кор 1:8]
9. Предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа. [1 Кор 5:5]
10. Так как вы отчасти и уразумели уже, что мы будем вашею похвалою, равно и вы нашею, в день Господа нашего Иисуса Христа. [2 Кор 1:14]